Читайте в N1 (29) 2008:

  • Кузник И.В. Объективный учет – необходимое условие энергосбережения
  • Лисиенко В.Г., Маликов Ю.К., Медведев И.Ю., Сурганов К.А., Титаев А.А. Предпроектное модельное исследование и анализ тепловой работы роликовой термической печи
  • Энергоаудит - это серьезно
  • Один котел ДКВР - одна горелка UNIGAS
  • Кузник И.В. Консенсус в Жилищно-Коммунальном Хозяйстве России
  • Интеллектуальное реле
  • В Свердловской области появилось новое министерство энергетики и ЖКХ
  • Инженерная Академия проводит семинары
  • Головатая Е.В., Варченя В.Н., Заголдный И.А., Пашков Е.М., Волосников С.В., Копырин В.С. Концепция нормирования удельного электропотребления кузнечно-прессового производства продукции из сплавов алюминия
  • Копырин В.С., Гилязов В.Н.Электроэнергетическая безопасность производства высокопрочных крупногабаритных плит из сплавов алюминия
  • Владимиров В. Расчет экономического эффекта от модернизации котельной подсобного хозяйства "ТАВАТУЙ" ОАО ПТК "Свердловскстройтранс"
  •  

    Энергоаудит – это серьезно

    Эффективное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) является многогранной и достаточно сложной задачей, от решения которой в современных условиях напрямую зависит жизнеспособность предприятий и организаций всех уровней. Причиной этому является постоянный рост тарифов на ТЭР, формирование конкурентного внутреннего рынка продукции и выход России на мировой рынок.

    С точки зрения государства, эффективное использование ТЭР необходимо для обеспечения энергетической безопасности, конкурентоспособности предприятий и сохранения окружающей среды. Предприятиям это необходимо в первую очередь для уменьшения бремени платы за ТЭР и снижении ее составляющей в себестоимости продукции.

    Проблеме эффективного использования ТЭР в нашей стране стали уделять внимание сравнительно недавно – в 1996 году был издан Федеральный закон “Об энергосбережении” № 28-Ф3, в 1998 году – «Правила проведения энергетических обследований организаций» (утверждены Минтопэнерго России 25.03.98).

    Во исполнение Федерального закона Правительством Свердловской области принято постановление от 12.10.2007 г. № 1017-ПП «О проведении энергетических обследований в организациях, расположенных на территории Свердловской области», которым устанавливаются интервалы проведения энергетических обследований в организациях нашей области в зависимости от годового потребления ими топливно-энергетических ресурсов.

    Порядок проведения энергетических обследований устанавливается «Рекомендациями по проведению энергетических обследований организаций в Свердловской области», утвержденными приказом министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области от 31.01.2008 г. № 16.

    Надо сказать, что за прошедшие со времени принятия закона 12 лет интерес к энергоаудиту то гаснет, то разгорается снова.

    Как мы помним, на заре появления в нашей стране энергоаудита он был скорее принудительным.

    Однако в последнее время в промышленности и сфере ЖКХ появился осмысленный интерес к этому виду обследований – энергоресурсы постоянно дорожают, растут тарифы, поэтому необходимость сокращать потребление энергоресурсов становится очевидной.

    Что является объектом энергоаудита?

    Здесь можно выделить следующие наиболее крупные группы:
    - промышленные предприятия;
    - предприятия жилищно-коммунального комплекса;
    - организации бюджетной сферы.

    Наиболее сложным считается проведение энергоаудита на промышленных предприятиях.

    Специфика энергоаудита промышленных предприятий:
    - сложная структура производства и потребления энергоресурсов;
    - тесная взаимосвязь всех систем предприятия – предложение по экономии одного из энергоресурсов может повлечь за собой увеличение потребления другого или отразиться на выпуске продукции;
    - наличие службы главного энергетика со штатом квалифицированных специалистов (это облегчает проведение обследования).

    Специфика энергоаудита предприятий ЖКХ:
    - высокая степень износа оборудования котельных, ТЭЦ, тепловых сетей;
    - низкий КПД действующего оборудования (в среднем порядка 40 %);
    - частая аварийность на теплотрассах (до 70 аварий в год на 100 км теплотрассы);
    - высокие потери теплоты в сетях (до 50–70 %%).

    Специфика энергоаудита организаций бюджетной сферы:
    - отсутствие квалифицированного персонала и, как следствие, низкое качество обслуживания теплопотребляющих систем;
    - отсутствие или неполный объем проектной и отчетной документации.

    Отдельно необходимо отметить постоянно возрастающий интерес к тепловизионному обследованию зданий как самостоятельному виду обследования.

    Тепловизионное обследование зданий и сооружений

    Тепловизионное обследование – это высокоэффективный метод получения информации о реальном состоянии ограждающих конструкций зданий и сооружений, системы отопления в помещениях.

    Этот вид обследования используется, как правило, для получения качественной оценки состояния поверхности, на основании которой принимаются решения о ремонте или других мероприятиях по повышению ее теплоизолирующей способности.

    Примеры:
    - Тепловизионное обследование обмуровки котельных агрегатов на ТЭЦ ОАО «Синарский трубный завод» позволило оценить качество ее ремонта и определить места нарушения плотности обмуровки и присосов холодного воздуха в топку.
    - Обследование фасадных систем административного здания (Дворца правосудия) позволило подтвердить качество выполненных строительной организацией работ и определить причину нарушения температурного режима внутренних помещений здания.

    В последние два года на рынке энергоаудита в нашем регионе появилось новое для нас (но хорошо известное за рубежом) направление – инвестиционно-ориентированный энергоаудит.

    Инвестиционно-ориентированный энергоаудит

    Почти две трети предприятий считают недостаток свободных собственных средств основным барьером для реализации энергоэффективных проектов. Однако немногие из них обращаются за внешним финансированием, несмотря на то, что большое число банков и лизинговых компаний уже предоставляют такое финансирование как на краткосрочный период, так и на более долгий срок (3–5 лет).

    Поскольку предприятия неохотно прибегают к внешнему финансированию, многие выгодные проекты остаются нереализованными. Большая часть энергосберегающих проектов, осуществляемых в настоящее время, – малобюджетные и быстро окупаемые.

    В качестве основной причины отказа от внешнего финансирования называются высокие процентные ставки. Однако многие руководители предприятий просто не представляют себе преимуществ использования «финансового рычага», позволяющего повышать рентабельность собственного капитала за счет внешних источников финансирования.

    Выявить коммерчески привлекательные проекты, которые могут быть профинансированы как из внутренних, так и из внешних источников, помогут профессиональные энергоаудиторы, используя такой инструмент, как инвестиционно-ориентированный энергоаудит.

    Инвестиционно-ориентированный энергоаудит – это практическая работа на предприятии, направленная на выявление потенциала энергоэффективности, определение путей его реализации и оценку необходимого объема инвестиций. Ориентированность на получение внешнего финансирования проявляется в том, что на основе отчета энергоаудиторов предприятие сможет составить обоснованную заявку в финансовый институт.

    В настоящее время в России осуществляется Программа по стимулированию инвестиций в проекты повышения энергоэффективности предприятий, разработанная и реализуемая Международной финансовой корпорацией (IFC, группа Всемирного банка). Эта Программа работает в сотрудничестве с банками и лизинговыми компаниями и предоставляет кредитные линии для финансирования таких проектов на более привлекательных условиях.

    Для оказания энергоаудиторских услуг в рамках данной Программы в нашем регионе по результатам тендера Международной финансовой корпорацией отобрано ООО НПП «ЭЛЕКОМ».

    Банком-партнером Международной финансовой корпорации в нашем регионе является МДМ-Банк.

    Программы инвестирования в энергоэффективные проекты осуществляются также Министерством промышленности, энергетики и науки Свердловской области – так, на основании постановления Правительства Свердловской области от 26.04.2006 г. № 343 –ПП предоставляются бюджетные кредиты на проектирование и внедрение установок комбинированной выработки энергии, на основании постановления от 11.07.2007 г. №594-ПП – бюджетные кредиты на реализацию мероприятий по разработке, производству и внедрению энергоресурсосберегающих технологий, оборудования и материалов.

    ООО НПП «ЭЛЕКОМ» тесно сотрудничает с Министерством промышленности, энергетики и науки Свердловской области и Администрацией г. Екатеринбурга и имеет многолетний опыт разработки и внедрения энергосберегающих мероприятий в рамках областных и городских программ.

    Накопленный за 16 лет работы опыт позволяет осуществлять комплексное решение вопросов от энергетического обследования и проектирования до установки и обслуживания энергосберегающего оборудования.

    Квалифицированные специалисты предприятия всегда готовы ответить на любые интересующие вас вопросы.