Читайте в N2 (30) 2008:

  • Основные направления деятельности министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области. Интервью с министром энергетики и ЖКХ Свердловской области Ю.П.Шевелевым
  • Правительство Свердловской области О проведении энергетичес- ких обследований в организациях, расположенных на территории Свердловской области. Постанов- ление от 12.10.2007 N1017-ПП
  • Наши комментарии
  • Инженерная Академия проводит обучение
  • Куликов В.М. Современный подход к проведению энергетических обследований предприятий
  • Батуев С.П. Защита теплообмен- ного оборудования от заноса механическими загрязнениями, поступающими с сетевой водой
  • Пермская ярмарка
  • Аэропорт "Кольцово" станет одним из самых энергоэффективных в России
  • Экологический фонд "Вода Евразии"
  • Апарин Е.Л., Золотаревский С.А. Новые дифманометры ДСП-80-РАСКО для контроля состояния приборов учета газа и газовых фильтров
  • Борман А., Хильгенкамп И. Программно-аппаратное обеспечение от Phoenix Contact GmbH and Co. KG для PROFINET
  • Хохлявин С.А. Система энергоменеджмента в проекте будущего стандарта EN 16001
  • Копырин В.С., Гилязов В.Н. Электромагнитная совместимость электрооборудования производства крупногабаритных плит из сплавов алюминия
  • MIRage-N - обладатель премии "Продукт Года 2007"
  • Головатая Е.В., Варченя В.Н., Заголдный И.А., Пашков Е.М., Волосников С.В., Копырин В.С. Нормирование удельного электропотребления кузнечно-прессового производства продукции из сплавов алюминия
  • Системы диагностики и контроля вибрации крупных механизмов с вращательным движением на основе промышленного компьютера ICP DAS
  •  

    Основные направления деятельности министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области

    В феврале 2008 г. в структуре правительства Свердловской области появилось министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Новое министерство возглавил Юрий Петрович Шевелев, который согласился для наших читателей дать интервью и ответить на вопросы о целях и задачах вновь созданного министерства.


    – Юрий Петрович, в июле 2008 г. прекратило свое существование ОАО РАО “ЕЭС России”. Каковы перспективы электроэнергетики области в новых условиях? Как будет происходить взаимодействие с электростанциями, входящими в разные ОГК, коммерческие интересы которых находятся за пределами области?

    – Ликвидация ОАО РАО «ЕЭС России» и создание принципиально новых законодательно-правовых механизмов деятельности ЖКХ заставляют выстраивать систему управления и развития данных отраслей в новых рыночных условиях. В планах министерства продолжение работы по реализации постановления Правительства Свердловской области «Об основных направлениях развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на период до 2015 года», принятого в июле 2006 года, и Соглашения с ОАО РАО «ЕЭС России» по недопущению дефицита электрической энергии и мощности. Ведется большая работа по развитию газификации в Свердловской области. В настоящее время разработана генеральная схема газификации и газоснабжения потребителей Свердловской области на перспективу до 2020 года. Продолжается работа по реализации Федерального закона №185 «О фонде содействия реформирования ЖКХ» и разработке Программы реформирования жилищно-коммунального комплекса Свердловской области.

    С завершением процесса реформирования и ликвидацией ОАО РАО «ЕЭС России» остаются нерешенными следующие вопросы:
    – отсутствие выстроенной системы управления развитием энергетики с учетом региональных особенностей,
    – отсутствие отлаженных механизмов реагирования на аварийные ситуации в энергосистеме,
    – наличие участков электрических сетей с низкой пропускной способностью,
    – наличие промышленных узлов имеющих дефицит мощности,
    – отсутствие системы комплексного планирования развития генерирующих и электросетевых мощностей с учетом развития транспортных систем (газопроводы, железная дорога).

    Для решения этих проблем и было принято постановление Правительства Свердловской области «Об основных направлениях развития электроэнергетического комплекса Свердловской области на период до 2015 года», в которое включены согласованные планы по вводу генерирующих мощностей, развитию электрических сетей всех электроэнергетических компаний, работающих на территории области, с учетом развития экономики Свердловской области, и недопущения дефицита мощности. Так же были заключены Соглашения с РАО «ЕЭС России» и НГК «ИТЕРА».


    – Свердловская область уже сейчас энергодефицитна. Каковы перспективы по решению этой проблемы и роль областного министерства энергетики и ЖКХ? Как будут решаться проблемы энергетической безопасности Свердловской области?

    – Энергосистема Свердловской области всегда была избыточной, но с каждым годом избыток мощности и пропускная способность электросетей снижается. Уже сегодня существуют энергодефицитные узлы, такие как Серово-Богословский, в которых ситуация с подключением новых потребителей уже сегодня очень сложная. Правительством Свердловской области принимаются необходимые меры для недопущения энергодефицита. Строятся новые генерирующие мощности. Разработаны программы, позволяющие к 2015 году ввести 5500 МВт новых генерирующих мощностей, в том числе: Белоярская АЭС – 880 МВт, парогазовый блок на Среднеуральской ГРЭС мощностью 410 МВт, угольная электростанция УГМК-Холдинга – 1000 МВт, Ново-Богословская ТЭЦ – 1000 МВт и другие. Кроме того, программы предусматривают строительство новых и реконструкцию существующих электросетевых объектов, позволяющие увеличить их пропускную способность. Объем инвестиций в электроэнергетику Свердловской области в период до 2015 года должен составить 290 млрд. рублей. Практически за год были построены и в 2007 году введены в эксплуатацию более 10 электросетевых объектов, самый крупный – подстанция «Емелино», первый пусковой комплекс на напряжении 220 кВ.


    – После 2010 г. основные потребляемые в области энергоресурсы – природный газ и электроэнергия – для промышленности будут обходиться значительно дороже, чем сейчас. В этой связи, есть ли какие-либо планы по изменению и оптимизации структуры топливно-энергетического баланса Свердловской области?
    – Примечательной особенностью Свердловской области можно считать почти полное отсутствие традиционных энгергоресурсов на ее территории. Структура топливного баланса Свердловской области принципиально не менялась на протяжении длительного времени. Ее основу примерно поровну составляют тюменский природный газ и дальнепривозной экибастузский уголь. Замыкают баланс мазут и ядерное топливо для реактора Белоярской АЭС. Поскольку оборудование электростанций и котельных спроектировано под конкретный вид топлива, то его изменение всегда приводит к реконструкции или полной замене соответствующего оборудования. Реализация вышеупомянутых программ предполагает примерно равный объем ввода «угольных» и «газовых» генерирующих мощностей. Доля мазута в балансе находится в пределах одного процента и будет иметь тенденцию к сокращению. С вводом в 2012 году реактора БН-800 на Белоярской АЭС доля ядерного топлива несколько увеличится.


    – Как Вам представляются перспективы использования нетрадиционных и альтернативных источников энергии в нашей области?

    – Вопросу развития нетрадиционных и альтернативных источников энергии министерство уделяет большое внимание:
    1. В рамках программы развития малой гидроэнергетики ежегодно выделяется 40 млн. рублей на строительство малых ГЭС на реках Свердловской области. Заканчивается строительство малой ГЭС на Киселевском гидроузле г. Серов, начинается строительство на Нижнеиргинском, Верхнесысертском, Нижнесысертском гидроузлах.
    2. В рамках программ «Энергосбережение в Свердловской области», «Энергобезопасность населенных пунктов в Свердловской области» осуществляется ряд проектов по строительству станций комбинированной выработки тепловой и электрической энергии на базе газопоршневых агрегатов.
    3. В рамках программы «Энергосбережение в Свердловской области» устанавливаются тепловые насосы с целью использования низкопотенциального тепла.
    4. Кроме того, выполняются научно-исследовательские работы по использованию биотоплива, разрабатывается программа освоения местных месторождений торфа, а также ряд других проектов.


    – Существуют ли в Министерстве планы повышения технического уровня и значения промышленной энергетики и коммунальной энергетики? Расскажите, пожалуйста, о перспективах технического перевооружения в этой сфере энергохозяйства области, ведь для промышленной Свердловской области это необходимое условие дальнейшего роста производства и качества жизни.

    – Действительно, многие промышленные предприятия, расположенные на территории Свердловской области развивают собственную генерацию, в основном, чтобы развивать производственные мощности. В Свердловской области существует программа льготного кредитования подобных проектов.

    Что касается коммунальной энергетики, то на сегодняшний день она неоправданно затратна, ее необходимо оптимизировать:
    1. Где это возможно – приблизить теплоисточники к потребителю, путем внедрения поквартирного отопления, установки котельных на крышах крупных зданий, строительства квартальных котельных.
    2. Необходимо более полно использовать сжигаемое топливо путем внедрения когенерации – комбинированной выработки тепловой и электрической энергии.
    3. Необходимо заменить в котельных устаревшие топливосжигающие устройства и теплообменное оборудование на оборудование, имеющее более высокие показатели энергоэффективности.

    Для реализации подобных мероприятий так же предусмотрено выделение бюджетных средств на условиях софинансирования.


    – Какой планируется политика нового министерства в отношении потребителей энергоресурсов в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и ЖКХ? Сегодня главная проблема – это отсутствие для них каких-либо экономических стимулов, обеспечивающих в других странах ускоренный переход на энергосберегающие технологии и оборудование.

    – Безусловно, с точки зрения экономики рост стоимости энергоресурсов будет стимулировать внедрение энергоэффективных технологий. В таких условиях собственных средств хозяйствующего субъекта зачастую бывает недостаточно, поэтому необходимо обеспечить возможность привлечения заемных средств (кредитование, лизинг), ведь, как правило, энергоэффективные мероприятия имеют малый срок окупаемости, а с ростом стоимости энергоресурсов он еще сокращается.

    На территории Свердловской области в данном вопросе действия хозяйствующих субъектов регламентированы областным законом от 30.06.2006 года № 43-ОЗ «О государственной поддержке субъектов инвестиционной деятельности в Свердловской области».


    – Как будет строиться политика Министерства по вопросам эффективности использования энергоресурсов на всех стадиях: производства, передачи и распределения, потребления, а теперь еще и сбыта?

    – Необходимо установить взаимодействие на всех уровнях отношений – система она либо есть, либо ее надо построить.


    – Каким образом будут поддерживаться областной властью инновационные технологии в энергетике, в том числе и нанотехнологии?

    – Как выше было сказано – это реализация пилотных проектов в рамках ОГЦП, льготное кредитование, софинансирование проектов, привлечение инвестиций.


    – Юрий Петрович, большое спасибо Вам за интересную беседу. Может быть, хотите что-нибудь добавить или пожелать нашим читателям?

    – Читателям журнала хочу пожелать успехов и уверенности в завтрашнем дне. Уверен, что с задачами динамичного и эффективного развития энергетики и жилищно-коммунальной сферы мы справимся.