Читайте в N2 (30) 2008:

  • Основные направления деятельности министерства энергетики и ЖКХ Свердловской области. Интервью с министром энергетики и ЖКХ Свердловской области Ю.П.Шевелевым
  • Правительство Свердловской области О проведении энергетичес- ких обследований в организациях, расположенных на территории Свердловской области. Постанов- ление от 12.10.2007 N1017-ПП
  • Наши комментарии
  • Инженерная Академия проводит обучение
  • Куликов В.М. Современный подход к проведению энергетических обследований предприятий
  • Батуев С.П. Защита теплообмен- ного оборудования от заноса механическими загрязнениями, поступающими с сетевой водой
  • Пермская ярмарка
  • Аэропорт "Кольцово" станет одним из самых энергоэффективных в России
  • Экологический фонд "Вода Евразии"
  • Апарин Е.Л., Золотаревский С.А. Новые дифманометры ДСП-80-РАСКО для контроля состояния приборов учета газа и газовых фильтров
  • Борман А., Хильгенкамп И. Программно-аппаратное обеспечение от Phoenix Contact GmbH and Co. KG для PROFINET
  • Хохлявин С.А. Система энергоменеджмента в проекте будущего стандарта EN 16001
  • Копырин В.С., Гилязов В.Н. Электромагнитная совместимость электрооборудования производства крупногабаритных плит из сплавов алюминия
  • MIRage-N - обладатель премии "Продукт Года 2007"
  • Головатая Е.В., Варченя В.Н., Заголдный И.А., Пашков Е.М., Волосников С.В., Копырин В.С. Нормирование удельного электропотребления кузнечно-прессового производства продукции из сплавов алюминия
  • Системы диагностики и контроля вибрации крупных механизмов с вращательным движением на основе промышленного компьютера ICP DAS
  •  

    Современный подход к проведению энергетических обследований предприятий

    Куликов В.М., профессор РГППУ, руководитель Уральского филиала
    ООО «ЕвроСибЭнерго-инжиниринг»

    Условия осуществления хозяйственной деятельности в России в 2008 году существенно отличаются от таковых 2-3 года назад. И прежде всего это относится к крупным и средним промышленным потребителям топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).

    Сейчас страна находится в переходном периоде, рассчитанном на три года, после чего экономика будет использовать основные энергоносители – природный газ и электрическую энергию по мировым рыночным ценам, а соотношение цен и тарифов на различные энергоресурсы приблизится к таковому для развитых стран. Так, планируемый рост цены на природный газ имеет следующую динамику (в долларах США): 2008 г. – 63,3; 2009 г. – 80,8; 2010 г. – 102,2; 2011 г. – соответствовать экспортной цене, исключая пошлину и затраты на транспорт до границы.

    В этих условиях вопросы рационального и эффективного использования всех видов ТЭР в экономике становятся определяющими для обеспечения планируемого ее роста. Суть энергоэффективного производства сводится к необходимости затрачивать на единицу производимой продукции (услуг) конкурентного качества как можно меньше топлива и энергии с помощью внедрения экономически оправданных организационно-технических мероприятий и современной энергосберегающей техники и технологий.

    Для практической реализации этого объективно необходимо прежде всего квалифицированно оценить реальное состояние структуры и фактического потребления всех видов ТЭР на предприятии, а затем, с учетом состояния энергопотребляющего оборудования, сетей энергоснабжения, а также особенностей технологических процессов на предприятии и условий хозяйствования, определить и внедрить конкретные мероприятия по повышению энергетической эффективности производства.

    Все это входит в понятие «энергетическое обследование», которое впервые было введено в Российской Федерации в 1996 г. Федеральным законом «Об энергосбережении» № 28-ФЗ, действующим в настоящее время. Также впервые в России этим законом было установлено понятие «обязательное энергетическое обследование», которому должны подвергаться наиболее энергоемкие предприятия всех отраслей и форм собственности в стране. Критерий энергоемкости предприятия установлен законодательно и определяется объемом суммарного годового потребления всех видов ТЭР, превышающим 6000 тонн условного топлива или 1000 тонн моторного топлива.

    Все указанные нормы федерального законодательства России действуют и в настоящее время, однако в ходе проводимой в стране Административной реформы вначале функция государственного надзора за эффективным использованием ТЭР была признана избыточной (2003 г.), а затем ликвидирован и государственный орган (госэнергонадзор), ее осуществлявший (2004 г.). Существующая сейчас служба Ростехнадзора не наделена функциями контроля за эффективным использованием ТЭР на предприятиях.

    Таким образом в стране сложилась крайне неблагоприятная ситуация для практической реализации законодательно установленного в Федеральном законе «Об энергосбережении» основного принципа государственной политики энергосбережения – принципа приоритетности эффективного использования ТЭР.

    С одной стороны государство законодательно утверждает принцип приоритетности эффективного использования ТЭР, но при этом для потребителей ТЭР в течение уже 12 лет не устанавливает и не оформляет в виде нормативно-правовых документов какие-либо экономические стимулы для реализации данного принципа на практике. Опыт промышленно-развитых стран с рыночной экономикой (например, Дания, Франция и др.) показывает, что только наличие в стране таких стимулов обеспечивает ускоренный переход производства на энергосберегающие технологии.

    С другой стороны законодательно сохраняется обязанность энергоемких предприятий периодически проводить энергетические обследования (энергоаудиты) с целью оценки эффективности использования ТЭР, но контроль за этим процессом государство со своей стороны упраздняет.

    В результате корабль под названием «Энергоэффективная экономика России» оказывается «без руля и без ветрил», такие основополагающие понятия как энергетическая безопасность страны, высокие темпы роста и конкурентоспособная экономика (особенно после вступления России в ВТО) оказываются под угрозой, а послание В.В.Путина Федеральному собранию: «Следует кардинально повысить эффективность потребления энергии. Это требование не прихоть для страны, богатой ресурсами, это вопрос нашей конкурентоспособности в условиях интеграции в мировую экономику, вопрос качества жизни людей и экологической безопасности» – просто словами, не подкрепленными действиями.

    Для Свердловской области, одного из наиболее развитых промышленных регионов страны, острота указанных проблем очень высока. Положение усугубляется и тем, что область имеет темпы роста ВРП выше, чем в среднем по России и, при отсутствии ввода значимых электрогенерирующих мощностей, Свердловская область стала энергодефицитной и этот дефицит ежегодно нарастает.

    Из всего сказанного можно сделать очень важный вывод: эффективный собственник предприятия – потребителя ТЭР не станет ждать «милостей от природы» (т.е. от государства), дожидаться 2011 г. или даты вступления страны в ВТО с существующими затратами на приобретаемые энергоресурсы и перспективой их ускоренного роста. В нашей стране для постоянного снижения издержек производства наиболее эффективным, как правило, является снижение энергетической составляющей себестоимости за счет перевода производственных мощностей на рельсы энергоэффективности. Это объективная необходимость и путь, по которому идут все развитые страны мира. Альтернативы ему пока нет.

    Для получения реального положительного результата в этом направлении, необходимо начать с проведения независимого квалифицированного энергоаудита предприятия, который должен быть не формальным отчетом, а являться необходимым, но только первым шагом на пути построения энергоэффективного производства.

    Практика развитых стран мира (США, Дания, Франция и др.) и России за последние 12 лет показывает, что реальный эффект от рационального энергоиспользования предприятие получает только в том случае, если реализует два необходимых условия:
    – при проведении энергоаудита предприятия соблюдены принципы независимого, компетентного и конфиденциального обследования силами специализированной энергоаудиторской организации;
    – менеджмент предприятия относится к проблемам энергообеспечения производства не по «остаточному принципу», а на основе экономической целесообразности, перспектив своего развития и результатов проведенного энергоаудита и обеспечивает внедрение предложенных энергоаудитором рекомендаций, активно используя как организационно-технические мероприятия, так и различные схемы финансирования затратных проектов.

    В свою очередь энергоаудиторы должны обеспечивать качественное проведение обследования за счет опыта, высококвалифицированных экспертов в своих областях деятельности, наличия необходимого парка приборов для инструментального обследования, а также методического и программного обеспечения. При этом должны максимально учитываться интересы и пожелания обследуемого предприятия. Выявленные факты энергорасточительства и не эффективного использования ТЭР должны устраняться оперативно или в соответствии с утвержденной на предприятии программой энергосбережения.

    На современном этапе проведения энергетических обследований энергоаудиторам очень важно предложить потенциальному заказчику различные варианты проведения работ в рамках существующих нормативных документов в этой сфере. Последним документом в этой области, принятом на федеральном уровне, являются «Рекомендациями по проведению энергетических обследований (энергоаудита)», утвержденными приказом Минпромэнерго РФ № 141 от 04.07.2006 г.

    Представляется, что для реализаций раз-личных потребностей промышленных предприятий в области энергетических обследований могут быть предложены несколько актуальных вариантов энергоаудитов, существенно отличающихся по объемам, срокам проведения и стоимости работ:

    Вариант 1.
    Энергетическое экспресс-обследование с разработкой (уточнением) энергетического паспорта предприятия

    В соответствии с «Рекомендациями по проведению энергетических обследований (энергоаудита)», утвержденными приказом Минпромэнерго РФ № 141 от 04.07.2006г., энергетическое обследование предприятий допускается проводить в режиме экспресс-обследования с минимальным или без использования инструментальных измерений, что существенно влияет на общую стоимость работ.

    Данное обследование проводится с использованием отчетной, текущей, технической и эксплуатационной документации предприятия, данных штатных приборов предприятия (в т.ч. коммерческих и технических систем учета потребления ТЭР, АИИС и т.п.) и других материалов.

    В таком режиме может быть проведено как первичное, так и периодическое обследование предприятия или организации. По его итогам разрабатывается или уточняется энергетический паспорт предприятия установленной формы.

    Вариант 2.
    Энерго-экономический аудит предприятия

    Суть обследования заключается в следующем. Работа разбивается на два этапа.

    На первом этапе проводится экспресс-энергоаудит предприятия с разработкой энергетического паспорта, анализом и оценкой влияния повышения существующих энерго-экономических показателей на общие экономические показатели деятельности предприятия и снижение издержек (в т.ч. на структуру себестоимости продукции). На этом же этапе осуществляется выбор предприятием-заказчиком целесообразных для внедрения рекомендаций (мероприятий) по повышению эффективности использования ТЭР из числа предложенных энергоаудитором по итогам обследования.

    На втором этапе для принятых к внед-рению рекомендаций (энергоэффективных проектов) более детально прорабатываются технико-экономические аспекты (по желанию Заказчика): разрабатываются бизнес-планы, проводится оценка необходимых объемов инвестиций (инвестиционный проект), возможных схем финансирования и др.

    Вариант 3.
    Энергетическое обследование с разработкой обосновывающих материалов для утверждения нормативов в соответствии с приказами Минпромэнерго РФ и энергетического паспорта

    Данное энергетическое обследование актуально для предприятий и организаций, утверждающих тарифы в Региональных энергетических комиссиях. Обследование по желанию Заказчика может быть проведено в режиме полного инструментального или экспресс-обследования.

    В рамках работ по энергетическому обследованию предприятия дополнительно выполняются расчеты и комплектуются обосновывающие материалы для прохождения процедуры утверждения необходимых предприятию (для утверждения соответствующего тарифа в РЭК) нормативов: технологических потерь в тепловых и/или электрических сетях, удельных расходов и запасов топлива в котельных и ТЭЦ в соответствии с приказами Минпромэнерго РФ №265, №267, №268 и №269 от 04.10.2005 г.

    Вариант 4.
    Комплексное энергетическое обследование

    В соответствии с «Рекомендациями по проведению энергетических обследований (энергоаудита)», утвержденными приказом Минпромэнерго Российской Федерации № 141 от 04.07.2006 г., могут быть предложены услуги по комплексному обследованию предприятия – в рамках одного обследования проводятся две и более работ, если такая потребность существует. Затраты при этом будут существенно ниже, чем при проведении каждой из этих работ по отдельным договорам с разными исполнителями.

    Возможные комбинации работ:

    4.1. Разработка автоматизированной информационно-измерительной системы технического учета энергоносителей (АИИС ТУЭ) и последующий энергоаудит с использованием возможностей системы.

    На первом этапе осуществляется разработка и пуск в эксплуатацию АИИС ТУЭ, как правило, по электроэнергии, т.к. при существующем порядке электроснабжения необходим постоянный и достоверный контроль (мониторинг) за потреблением электроэнергии в подразделениях предприятия в режиме реального времени. В перспективе АИИС ТУЭ должна получить распространение на все потребляемые предприятием энергоносители.

    На следующем этапе проводится собственно энергоаудит. При этом максимально используются измерительные и программные возможности АИИС ТУЭ предприятия для получения достоверных данных по структуре и объемам энергопотребления.

    4.2. В рамках одной работы проводится энергетический и экологический аудит предприятия.

    4.3. В рамках одной работы проводится энергетический аудит предприятия и сертификация в системе РИЭР.

    Имеющийся в России опыт проведения энергетических обследований на обязательной основе показал свою несостоятельность и низкую эффективность. Поэтому реалии сегодняшнего дня таковы, что на фоне вновь появляющегося интереса предприятий к квалифицированной оценке состояния энергоиспользования энергоаудиторам следует предлагать различные подходы к проведению обследований, максимально учитывая при этом запросы предприятий. В свою очередь заказчики данной работы должны четко представлять себе, что они смогут получить реальный эффект только в том случае, если воспользуются услугами высококвалифицированной энергоаудиторской организации, а сами в последующем не ограничатся только работой по энергоаудиту.